Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади 19 июля 1893 года в семье лесничего. Учёбу в 1902 году начал в кутаисской гимназии, продолжив её в 1906 году уже в Москве, где учился до 1908 года. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 начали появляться его первые стихи в сборниках футуристов. Футуристы, называвшие себя так потому, что они стремились создать <искусство будущего (<футурум> — будущее), изощрялись в поисках необыкновенных форм и при этом меньше всего заботились о содержании создаваемых произведений, отрицая традиционную культуру. <Учредителями< футуризма в России были Василий Каменский, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. Эта группа с декабря 1913 по 1914 год и поехала по России с «поэзо-концертами», выступив в 17 городах. В Казани их выступление состоялось 20 февраля 1914 года в Колонном зале Дворянского собрания.
Уже тогда Маяковский стремился к общению с огромной аудиторией, к созданию поэзии «площадей и улиц«. Как отмечала тогдашняя казанская пресса, на встречу собралось такое количество студентов, что «яблоку негде было упасть. Многое в этом выступлении было скандальным, нарочитым и вызывало вопли негодования чистой публики. Тройка друзей тщательно и долго распивала чай на сцене, стакан за стаканом, не обращая внимания на публику. Вместо председательского колокольчика в руках у одного из них — огромный пожарный колокол, которым он время от времени зычно благовестил. Скандальность выступлению Маяковского придавала его жёлтая рубашка и жёлтый галстук. Но когда он начинал говорить, большинство присутствующих было покорено содержательностью, ясностью, выразительностью выступления поэта. Вот как вспоминала 50 лет тому назад об этом незабываемом для неё событии моя школьная учительница литературы П.Ё.Лазарева: «Его речь опиралась на образы, на сравнения, неожиданные и меткие. Даже самые враждебно настроенные или равнодушные подчинились этому голосу. Особенно когда речь Маяковского, сама по себе ритмичная, естественно переходила в стихи. Он знакомил слушателей с новой поэзией. Непонятый многими ревнителями классической литературы, он привлекал молодёжь своим новаторством, энергией, ломкой традиционных представлений о поэзии, что и выделяло его из всех и так привлекало к нему».
Позднее в доме братьев Барановых (ныне ул.Вишневского, 5) Маяковский встретился с членами студенческого литературного кружка. Вскоре футуристические «скандалы» кончились. Определяющими для Маяковского были всё же не футуризм, не программа маленькой эстетической группы, а огромные социальные потрясения, переживаемые страной. Теперь у Маяковского основное направление творчества — ощущение грядущей революции, громадных преобразований в обществе. После Октябрьской революции он пишет: Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет и всю свою звонкую силу поэта> отдаёт борьбе за утверждение нового строя. В рамках лекционной поездки по городам он посетил наш город в 1927 году. В эти годы он уже признанный поэт-трибун.
В Татарском театре (ныне Татарский театр драмы и комедии им. К.Тинчурина, ул. М. Горького,13) 20-21 января 1927 года состоялись два больших творческих вечера, на которых поэт делился своими мыслями о литературе, читал стихи. Встреча Владимира Маяковского с казанской публикой вылилась в настоящий праздник. Вот как вспоминал об этом сопровождавший его в поездках П.И. Лавут в статье «Маяковский едет по Союзу»: «…билеты на оба вечера расхватали в один день. Театр осаждён — толпа катастрофически разрастается. Появляется конная милиция— такое я наблюдал впервые. Студенты требовали входных билетов и дирекции пришлось согласиться. Толпа хлынула в театр... Пора начинать, а Маяковского нет. Странно, и на него не похоже. догадавшись, что он не может попасть на свой собственный вечер, я взываю к милиции. 1го извлекают из толпы, уже изрядно помятого. Но он приятно возбужден... Маяковскому долго не давали начать: буря аплодисментов, которую не могла остановить ни его поднятая рука, ни призывы...»
Газета «Красная Татария» писала о Маяковском: «Такой же большой и мощный, как и его образы. Над переносицей вертикальная морщина. Тяжёлый, слегка выдающийся подбородок. Фигура волжского грузчика. Голос — трибуна... Па эстраде чувствует себя как дома. К аудитории относится дружески-покровительственно». 21 января днём В.Маяковский выступал в университете. В тот же день Маяковский побывал в редакции газеты «Красная Татария», где встретился с журналистами (ныне дом 29/1 на углу улиц Дзержинского и Театральной, отмеченный мемориальной доской). Маяковский призвал делать газету ярче, доходчивее, больше работать над текстами статей и их заголовками, чаще печатать стихи.
Уезжая, поэт обещал: «Обязательно ещё раз приеду сюда». И он сдержал своё слово. 23 января 1928 года Маяковский читал в Казани поэму «Хорошо!», своего рода, программное произведение. Па следующий день утром он, как
в предыдущем году, выступил в университете, где, как бы давая поэтический отчёт перед читательской аудиторией о своих поездках по стране, о многочисленных встречах, в том числе и в Казани, прочитал новое стихотворение «По городам Союза». В тот же день состоялась дружеская встреча с журналистами города. Она состоялась в номере гостиницы «Казанское подворье» (ныне реставрируемая гостиница «Казань», ул.П.Баумана, 9/10), где в оба свои приезда останавливался поэт. С большим интересом Маяковский знакомился с достижениями молодой татарской советской литературы. Он встречался с татарскими писателями — А.Кутуем, Х.Туфаном, Г.Ишмуратовым, Г.Минским. Интересно, что с А. Кутуем Маяковский познакомился ещё в 1925 году, когда тот на татарском языке прочитал Владимиру Владимировичу переведённый им «Левый марш», за что получил крепкое рукопожатие в виде благодарности. У Маяковского в стихотворении «Казань» описан такой эпизод:
Входит татарин! «я вам на татарском прочитаю «Левый марш»
Так вот эти известные поэтические строки написаны именно о литераторе Аделе Кутуе.
Встречи с нашим городом и его людьми Маяковский отразил и в стихотворении «Три тысячи и три сестры.
К сожалению, Владимир Маяковский ушёл из жизни в самом расцвете сил — 14 апреля 1930 года. Ему было всего 36 лет.
В Национальной библиотеке Республики Татарстан бережно хранятся его книги: первый сборник избранных произведений — «Просто как мычание>, вышедший в 1916 году в издательстве «Парус, пьеса «Мистерия-буфф издания 1919 года, второе издание пьесы Клоп.
В память о пребывании поэта на гостеприимной казанской земле одна из улиц нашего города названа его именем.
В Казани нет, наверное, дома, где бы не было томика Маяковского на русском или татарском языках. С именем Владимира Маяковского неразрывно связаны наши представления как о поэте-новаторе. И сегодня, к 1000-летию родной столицы, словно гимн этому древнему городу, по-особому мощно и величественно звучат слова поэтического кумира многих поколений, который приветствует своих читателей уже третьего тысячелетия:
Сказанием встает Казань, столица Красной Татарии.