Казанская лингвистическая школа (КЛШ)

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ  БОДУЭН  ДЕ  КУРТЕНЭ

   Среди   научных  школ  Казанского  университета  одной  из  самых знаменитых является Казанская  лингвистическая  школа. Она  известна  не  только  в России. но и во всем  мире. Школа  казанских  языковедов  формировалась в  70-80-е годы 20 века. Ее  основателем  был  молодой ученый, профессор   Казанского  университета  И.А. Бодуэн де Куртене.
   И.А. бодуэн  де  Куртенэ родился 1 (13) марта 1845 года  в  семье мелкого  польского чиновника в  городке Радзымине, недалеко  от  Варшавы.  В 1862 году  поступил в Варшавскую Главную школу  на  славянское  отделение  историко-филологического  факультета. В 1868-1870 углублял  свои знания в Петербургском  университете под  руководством  Срезневского. Там же защитил  магистерскую  диссертацию и начал  читать  лекции в  качестве  приват-доцента.
   В 1873  году  пишет  прошение  в  деканат ист.-филологического  факультета Казанского  университета  о включения  его кандидатом  для  баллотировки на  вакантную должность   доцентакафедры сравнительного  языкознания. Его  порасили  составить  программу лекционного  курса. И только  после  того как из Петербурга пришли документы по защите  Бодуэном магистерской диссертации с отзывом Среземского, Совет Казанского  университета единогласно  избрал Бодуэна  доцента  кафедры. С 1875-1883 Бодуэн де Куртенэ работает в университете  в  качестве  профессора.

   Вокруг него  сразу  же образовался  круг  единомышленников, студентов  и  молодых  преподавателей, для которых  он организовал  на дому занятия  3  раза в неделю. На  этих занятиях обсуждались новейшие  проблемы  языковедческой  науки, проводился  анализ языковых  фактов  индоевропейских  диалектов,  заслуживались  и  обсуждались  доклады  бодуэновского  кружка.

   КАЗАНСКАЯ  ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ  ШКОЛА – это самый драгоценный плод деятельности  Б. де К._ в Казанском  университете. В историю науки  Бодуэн де Куртенэ  вошел как оснаватель  КЛШ. Именно в КГУ родится  учения  о  фонетике, морфеме, синтагме  и др. Здесь будут  заложены  основы  словообразования,  проросший  сквозь  историко-этимологические  штудии  немецких  младограмматистов и  отечественных  лингвистов.
   Действительно, не  все ученики  Боуэна  одинаково  разделяли  идеи  своего учителя, не все они  были равны  и  по  силе научного таланта. Однако не  этим определяется  факт  существования  или отсутствие научной  школы. Все  казанские  лингвисты, объеденяюшиеся  вокруг Бодуэна,  в  своих  возрениях  на язык как  предмет  науки,  методику  его  изучения,  взглядах на  структуру  языка  и  отдельные  ее  элементы, безусловно,  едины.
  Научная  концепция  КЛШ  неоднократно являлась  предметом  изучения  в  истории языкознания. Однако о  принципах  этой  школы  лучше  всех  сказал сам  Б.де К.
   ПРИНЦИПЫ  КЛШ:
1) Строгое  различение  звука  и буквы;
2) различение фонетической и морфологической делимости слов;
3) различение  чисто фонетических и  психических  элементов  в  языке;
4) различение  изменений, совершающих  каждовременно в  данном  состоянии языка, совершавшихся  в  истории;
5) преимущественно  наблюдений  над  живым языком;
6) важность  анализа и разложения  языка  на  их отличительные признаки;
7) стремление  к  теоретическим  обобщениям,  без  которых «не  мыслима  ни  одна  настоящая  наука».
   КЛШ  была  общетеоретической  школой, представления  которой  о  предмете  и  методах  яз-ия  создали  новую  парадигму  мировой  лингвистической  науки.
Развивая  идею о  социальной  сущности языка, казанские   ученые в качестве одного из своих  принципов считали  признание равноправности  всех языков,  полную  демократизацию  объекта   исследования.  «Нет  языков привилегированных,  аристократических,  все языки  заслуживают  внимания  языковеда  и  всестороннего   изучения – вот лозунг  «Казанской  лингвистической школы », - писал  Бодуэн  де Куртене.
   КЛШ обогатила  мировую  науку  рядом  новых  исследовательских  методов, в  частности: экспериментальным  фонетическим  методом, методом  относительной  хронологии  языковых  явлений, статистическим  методом, дав  тем  самым начало  таким  разделам, как экспериментальная фонетика ,квантативная  лингвистика.Но главное  методическое решение  КЛШ – это  разработка  соотношения исторического  (диахронического)  и  описательного  (синхронического)  изучения  языка, языковой  статики  и  динамики. Ученые КЛШ  разработали  о дихотомии динамики  и  статики  в  языке, причем разработали с позиции  чистой  диалектики, видя в языке  феномен  постоянно функционирующий  и  одновременно развивающийся.
Казанские  лингвисты  понимали  язык  как  сложную  систему  разнородных  элементов,  которая  постоянно  изменяются.
   Одно  из  главных  требований  КЛШ – четко  различать звук и букву.  Главное  что  сделал  Б.  де  Куртэне  в  этой науке – открыл фонетическую  функциональную  единицу,  назвав  ее  ФОНЕМОЙ. При  этом функциональный аспект звука  речи оказался  более  существенным,  чем его  антропофонические  характеристики.
   Фонема  стала  первой  единицей  языковой структуры, открытой  в  Казанском  Университете. В след  за  ней были открыты и др.  единицы  системы  языка: морфема, синтагма.
Второй постулат  КЛШ, требование изучать живые  языкм, тоже  может вызвать  вопросы у  аудитории: А что  до Б. живые языки не изучались? Изучались в  основном  существующие  языки, а не их  живая  речь.
   Работы  Б. Де Куртэне и его  казанских  учеников  открывают  новый период в истории изучения  словообразования – период  теоретическое  осмыслениянакопленных  фактов  и  выработки  методов исследования  словообразовательного  материала.
   Как руководитель научной школы  Б. де Куртэне принимал  большое  участие в  судьбе  своих  учеников.  18 Октября 1878 года в  Казанский   университет  Н.В. Крушевский.
В 1883  году  Бодуэн  де  Куртэне  покидает КГУ и начинает  работать в  Дерптском  университете.Но он  не  порывает  с Казанью, ведет  переписку  с Крушевским и т.д
И.А. Бодуэн  де  Куртене  скончался  3  ноября 1929 года, как  раз тогда  когда университет  отмечал  свой юбилей.

 

                                 

НИКОЛАЙ   ВЯЧАСЛАВОВИЧ   КРУШЕВСКИЙ
      Интерес  к  личности  Крушевского  и его  научному  наследию  заметно  возрос  во  второй половине  20 столетия  вместе  с  ростом  интереса к  идеям Бодуэна  де Куртэне  и  его  учеников.
Крушевский не мог  многого  сделать: он  умер  в неполные 36  лет, из  которых  активной  научной работой  занимался  всего  7  лет, не успев  отшлифовать  и  «довести  до кондиции» те идеи, которые  в  изобилии  рассыпаны  в  его  не  многочисленных работах. Все  эти 7  лет  падают  на  его  деятельность  в  Казанском  университете.
Николай  Крушевский  родился в  семье  помещика, отставного  ротмистра  Вацлава Крушевского  6 (18) декабря  1851  года в  городе  Луцке.
Готовясь  к  будущей  научной  деятельности  Н.Крушевский  за  счет   внеслужебных  уроков  смог  собрать  около  3 тыс. рублей, чтобы  уехать в  Казань. К этому  времени  он  уже  имел  семью ( жену – Юлию Александровну  и  родившуюся  летом 1878 года  дочь  Вячеславу ) , и лишних  денег  в доме  не было, поэтому  переезд в Казань  «был  сопряжен  для Н.В. с  большими  затруднениями»,материальными и физическими .
    8 октября 1878 г. Бодуэн де Куртэне  направляет в  историко-филологиченский  факультет Казанского  университета  ходатайство  о  принятии Крушевского сверхштатном  профессорским  стипендиатом без  содержания.
   Совет  университета  поддержал просьбу  факультета и  принял Крушевского  сверхштатным  профессорским стипендиатом. Здесь он активно   занимается  наукой: слушает  лекции Б.Д.Куртэнэ   по  русской  грамматике, общему  языковедению;принимает  активное  участие  в  практических  занятиях  по  начальному  курсу  санскрита .Специально  для Крушевского  Куртэнэ  устраивает  у себя  на дому  тройные практические  занятия . Занятия  одного  из  них  были  целиком  посвящены  славянской диалектологии, другого - санскриту и  литовскому  языку,  на третьем  проходил разбор  важнейших  лингвистических  трудов. Эти занятия вскоре стали  посещать  студенты  и  молодые  преподаватели. Так возник  лингвистический кружок  Бодуэна  де  Куртенэ, который  постепенно  становился  школой для  участников  его заседания.
    Один  из этих  участников Богородицкий , вспоминает, что Крушевский «принимал  в  этих  занятиях   весьма  деятельное  участие:  помимо  сообщений  реферативного  характера, он  реферировал  содержание  тех  книг  и  статей, которые  он  изучал для  ознакомления с  литературной  наукой.»
     В отсутствие  Бодуэна  Н.В.Крушевский   становился  руководителем  казанского  научного  кружка. Это в  какой-то мере бъясняет,  что по  ряду проблем  молодые  члены  кружка  пошли  за  Крушевским, а не за  Бодуэном.
   Крушевский первые полгода  пребывания  в  статусе  сверхштатного  профессорского  стипендиата   интенсивно  занимается  переводом  и  научными  комментариями   8  гимнов  из Риг – Веды.
  В программе  по  русской  фонетике  выделено 2  раздела:
1) физиология  звуков
2) сравнительная  фонетика.Каждый  из этих  разделов  всесторонне  рассматривается  в  аспекте  языковой  статики  и  динамики. Так,  динамический аспект  звуков  русского  языка  в  сравнение  с фонетическими  единицами  других  родственных языков  учитывает  применительно  к  гласным изменения  их под влиянием  акцентуации  и  соседних  согласных. Применительно  к  согл. учитываются  изменения  под  влиянием  позиции в  слове, соседних  согл.  и  соседних гласных. Программа  отвечает  передовым  фонетическим взглядам  того  времени  и  выдвигают  новые идеи,  связанные  с  научными  идеями  школы.
  9 мая  1883 г. Крушевский  защищает докторскую  диссертацию  «Очерк  науки  о  языке». 

 Это его основной научный труд, поставивший  его  в  ряды ученых  европейского  уровня.  
   В этом  году  Бодуэн  покидал навсегда  Казанский университет. 20 мая  Крушевского утверждают  в  степени  доктора  наук, а  31 мая  того же года – в звании  экстраординарного  профессора. Через  2  года  он  получает  звание  ординарного профессора.
    Как  профессор  университета  Крушевский  читал  лекции и вел  семинары  по  многим  языковедческим  дисциплинам. Такая активная преподавательская  деятельность,  а  также  неутомимая  работа  его  как  ученого  не могли  не  сказаться на  здоровье.
    Н.В. Крушевский  умер  1  ноября  1887  г.  в  возрасте  не  полных  36 лет.
    Его  научное  наследие невелико  по  объему, но оно  насыщено  идеями,  которые  разрабатывал ученый. В круг  его  научных  интересов  входили  следующие  проблемы:
- языковая  система  и теория  языкового  знака,
- взаимоотношения  языка и речи;
- основные  закономерности в изменениях языка;
- славянская  акцентология и др.
    С наибольшей  полнотой  особенность научного  мышления  Крушевского  проявилось в  его  основном  труде «Очерк  науки  о  языке».  Самую  высокую  оценку  труд  Крушевского  получил  от  основателя Казанской  лингвистической  школы. Актуальные и  в  наши  дни вопросы  языковой  картины  мира  тоже  были поставлены  в его  работах, который  был  одним  из  первых  ученых, занявшихся этой проблемой. Ученые всегда будут  обращаться  к   научному  наследию выдающегося  казанского  исследователя  и  черпать  в  его  творчестве  все  новые  идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Василий Алексеевич Богоридицкий


(1857-1941)


  Выдающийся ученый-языковед, представитель Казанской лингвистической школы, автор более 150 научных работ и учебников. Наиболее известные из них: "Общий курс русской грамматики", "Очерк по языковедению и русскому языку", "Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками", "О преподавании русской грамматики в татарской школе"

 

Дата последнего обновления страницы 31.01.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»