ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ
Среди научных школ Казанского университета одной из самых знаменитых является Казанская лингвистическая школа. Она известна не только в России. но и во всем мире. Школа казанских языковедов формировалась в 70-80-е годы 20 века. Ее основателем был молодой ученый, профессор Казанского университета И.А. Бодуэн де Куртене.
И.А. бодуэн де Куртенэ родился 1 (13) марта 1845 года в семье мелкого польского чиновника в городке Радзымине, недалеко от Варшавы. В 1862 году поступил в Варшавскую Главную школу на славянское отделение историко-филологического факультета. В 1868-1870 углублял свои знания в Петербургском университете под руководством Срезневского. Там же защитил магистерскую диссертацию и начал читать лекции в качестве приват-доцента.
В 1873 году пишет прошение в деканат ист.-филологического факультета Казанского университета о включения его кандидатом для баллотировки на вакантную должность доцентакафедры сравнительного языкознания. Его порасили составить программу лекционного курса. И только после того как из Петербурга пришли документы по защите Бодуэном магистерской диссертации с отзывом Среземского, Совет Казанского университета единогласно избрал Бодуэна доцента кафедры. С 1875-1883 Бодуэн де Куртенэ работает в университете в качестве профессора.
Вокруг него сразу же образовался круг единомышленников, студентов и молодых преподавателей, для которых он организовал на дому занятия 3 раза в неделю. На этих занятиях обсуждались новейшие проблемы языковедческой науки, проводился анализ языковых фактов индоевропейских диалектов, заслуживались и обсуждались доклады бодуэновского кружка.
КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – это самый драгоценный плод деятельности Б. де К._ в Казанском университете. В историю науки Бодуэн де Куртенэ вошел как оснаватель КЛШ. Именно в КГУ родится учения о фонетике, морфеме, синтагме и др. Здесь будут заложены основы словообразования, проросший сквозь историко-этимологические штудии немецких младограмматистов и отечественных лингвистов.
Действительно, не все ученики Боуэна одинаково разделяли идеи своего учителя, не все они были равны и по силе научного таланта. Однако не этим определяется факт существования или отсутствие научной школы. Все казанские лингвисты, объеденяюшиеся вокруг Бодуэна, в своих возрениях на язык как предмет науки, методику его изучения, взглядах на структуру языка и отдельные ее элементы, безусловно, едины.
Научная концепция КЛШ неоднократно являлась предметом изучения в истории языкознания. Однако о принципах этой школы лучше всех сказал сам Б.де К.
ПРИНЦИПЫ КЛШ:
1) Строгое различение звука и буквы;
2) различение фонетической и морфологической делимости слов;
3) различение чисто фонетических и психических элементов в языке;
4) различение изменений, совершающих каждовременно в данном состоянии языка, совершавшихся в истории;
5) преимущественно наблюдений над живым языком;
6) важность анализа и разложения языка на их отличительные признаки;
7) стремление к теоретическим обобщениям, без которых «не мыслима ни одна настоящая наука».
КЛШ была общетеоретической школой, представления которой о предмете и методах яз-ия создали новую парадигму мировой лингвистической науки.
Развивая идею о социальной сущности языка, казанские ученые в качестве одного из своих принципов считали признание равноправности всех языков, полную демократизацию объекта исследования. «Нет языков привилегированных, аристократических, все языки заслуживают внимания языковеда и всестороннего изучения – вот лозунг «Казанской лингвистической школы », - писал Бодуэн де Куртене.
КЛШ обогатила мировую науку рядом новых исследовательских методов, в частности: экспериментальным фонетическим методом, методом относительной хронологии языковых явлений, статистическим методом, дав тем самым начало таким разделам, как экспериментальная фонетика ,квантативная лингвистика.Но главное методическое решение КЛШ – это разработка соотношения исторического (диахронического) и описательного (синхронического) изучения языка, языковой статики и динамики. Ученые КЛШ разработали о дихотомии динамики и статики в языке, причем разработали с позиции чистой диалектики, видя в языке феномен постоянно функционирующий и одновременно развивающийся.
Казанские лингвисты понимали язык как сложную систему разнородных элементов, которая постоянно изменяются.
Одно из главных требований КЛШ – четко различать звук и букву. Главное что сделал Б. де Куртэне в этой науке – открыл фонетическую функциональную единицу, назвав ее ФОНЕМОЙ. При этом функциональный аспект звука речи оказался более существенным, чем его антропофонические характеристики.
Фонема стала первой единицей языковой структуры, открытой в Казанском Университете. В след за ней были открыты и др. единицы системы языка: морфема, синтагма.
Второй постулат КЛШ, требование изучать живые языкм, тоже может вызвать вопросы у аудитории: А что до Б. живые языки не изучались? Изучались в основном существующие языки, а не их живая речь.
Работы Б. Де Куртэне и его казанских учеников открывают новый период в истории изучения словообразования – период теоретическое осмыслениянакопленных фактов и выработки методов исследования словообразовательного материала.
Как руководитель научной школы Б. де Куртэне принимал большое участие в судьбе своих учеников. 18 Октября 1878 года в Казанский университет Н.В. Крушевский.
В 1883 году Бодуэн де Куртэне покидает КГУ и начинает работать в Дерптском университете.Но он не порывает с Казанью, ведет переписку с Крушевским и т.д
И.А. Бодуэн де Куртене скончался 3 ноября 1929 года, как раз тогда когда университет отмечал свой юбилей.
НИКОЛАЙ ВЯЧАСЛАВОВИЧ КРУШЕВСКИЙ
Интерес к личности Крушевского и его научному наследию заметно возрос во второй половине 20 столетия вместе с ростом интереса к идеям Бодуэна де Куртэне и его учеников.
Крушевский не мог многого сделать: он умер в неполные 36 лет, из которых активной научной работой занимался всего 7 лет, не успев отшлифовать и «довести до кондиции» те идеи, которые в изобилии рассыпаны в его не многочисленных работах. Все эти 7 лет падают на его деятельность в Казанском университете.
Николай Крушевский родился в семье помещика, отставного ротмистра Вацлава Крушевского 6 (18) декабря 1851 года в городе Луцке.
Готовясь к будущей научной деятельности Н.Крушевский за счет внеслужебных уроков смог собрать около 3 тыс. рублей, чтобы уехать в Казань. К этому времени он уже имел семью ( жену – Юлию Александровну и родившуюся летом 1878 года дочь Вячеславу ) , и лишних денег в доме не было, поэтому переезд в Казань «был сопряжен для Н.В. с большими затруднениями»,материальными и физическими .
8 октября 1878 г. Бодуэн де Куртэне направляет в историко-филологиченский факультет Казанского университета ходатайство о принятии Крушевского сверхштатном профессорским стипендиатом без содержания.
Совет университета поддержал просьбу факультета и принял Крушевского сверхштатным профессорским стипендиатом. Здесь он активно занимается наукой: слушает лекции Б.Д.Куртэнэ по русской грамматике, общему языковедению;принимает активное участие в практических занятиях по начальному курсу санскрита .Специально для Крушевского Куртэнэ устраивает у себя на дому тройные практические занятия . Занятия одного из них были целиком посвящены славянской диалектологии, другого - санскриту и литовскому языку, на третьем проходил разбор важнейших лингвистических трудов. Эти занятия вскоре стали посещать студенты и молодые преподаватели. Так возник лингвистический кружок Бодуэна де Куртенэ, который постепенно становился школой для участников его заседания.
Один из этих участников Богородицкий , вспоминает, что Крушевский «принимал в этих занятиях весьма деятельное участие: помимо сообщений реферативного характера, он реферировал содержание тех книг и статей, которые он изучал для ознакомления с литературной наукой.»
В отсутствие Бодуэна Н.В.Крушевский становился руководителем казанского научного кружка. Это в какой-то мере бъясняет, что по ряду проблем молодые члены кружка пошли за Крушевским, а не за Бодуэном.
Крушевский первые полгода пребывания в статусе сверхштатного профессорского стипендиата интенсивно занимается переводом и научными комментариями 8 гимнов из Риг – Веды.
В программе по русской фонетике выделено 2 раздела:
1) физиология звуков
2) сравнительная фонетика.Каждый из этих разделов всесторонне рассматривается в аспекте языковой статики и динамики. Так, динамический аспект звуков русского языка в сравнение с фонетическими единицами других родственных языков учитывает применительно к гласным изменения их под влиянием акцентуации и соседних согласных. Применительно к согл. учитываются изменения под влиянием позиции в слове, соседних согл. и соседних гласных. Программа отвечает передовым фонетическим взглядам того времени и выдвигают новые идеи, связанные с научными идеями школы.
9 мая 1883 г. Крушевский защищает докторскую диссертацию «Очерк науки о языке».
Это его основной научный труд, поставивший его в ряды ученых европейского уровня.
В этом году Бодуэн покидал навсегда Казанский университет. 20 мая Крушевского утверждают в степени доктора наук, а 31 мая того же года – в звании экстраординарного профессора. Через 2 года он получает звание ординарного профессора.
Как профессор университета Крушевский читал лекции и вел семинары по многим языковедческим дисциплинам. Такая активная преподавательская деятельность, а также неутомимая работа его как ученого не могли не сказаться на здоровье.
Н.В. Крушевский умер 1 ноября 1887 г. в возрасте не полных 36 лет.
Его научное наследие невелико по объему, но оно насыщено идеями, которые разрабатывал ученый. В круг его научных интересов входили следующие проблемы:
- языковая система и теория языкового знака,
- взаимоотношения языка и речи;
- основные закономерности в изменениях языка;
- славянская акцентология и др.
С наибольшей полнотой особенность научного мышления Крушевского проявилось в его основном труде «Очерк науки о языке». Самую высокую оценку труд Крушевского получил от основателя Казанской лингвистической школы. Актуальные и в наши дни вопросы языковой картины мира тоже были поставлены в его работах, который был одним из первых ученых, занявшихся этой проблемой. Ученые всегда будут обращаться к научному наследию выдающегося казанского исследователя и черпать в его творчестве все новые идеи.
Василий Алексеевич Богоридицкий
(1857-1941)
Выдающийся ученый-языковед, представитель Казанской лингвистической школы, автор более 150 научных работ и учебников. Наиболее известные из них: "Общий курс русской грамматики", "Очерк по языковедению и русскому языку", "Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками", "О преподавании русской грамматики в татарской школе"